Советы психолога © Дмитровичская средняя школа

 

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Каменецкого районного исполнительного комитета

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

 

админ сайта

 

© copyright

 

Советы психолога


  Как помочь ребёнку адаптироваться к школе после каникул?

 Как помочь ребёнку адаптироваться к школе после каникул?

 

подробнее.../свернуть

Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди — уроки, домашние задания, нудные учителя...

Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или выпускник, к учебному году? Ведь в каждом возрасте свои особенности. И резкий переход с одного режима на другой может негативно сказаться на психическом состоянии школьника.

Не правы те родители, которые уже с самого начала лета мучают своих детей заданиями учителей, данными еще весной. Тревожные предки, "загрузившись" рекомендациями, просто не дают ребенку перевести дух после старого учебного года. Папы, а особенно мамы зачастую не замечают, что такой штурм — прямая дорога к негативному отношению чада к школе и тоскливому ожиданию следующего школьного сезона.

Подготовка ребенка к школе со стороны родителей заключается, во-первых, в поддержании интереса к знаниям, а во-вторых, в налаживании с ним теплых отношений. То есть необходимо быть для ребенка другом.

 

Покупка школьных "прибамбасов"

Процесс покупки необходимых учебных принадлежностей может стать как лишним напоминанием о неумолимом приближении "каторги", так и ярким событием в жизни школьника младших и средних классов. Главное, как этот процесс обставить. Для малышей и дошколят можно устроить небольшой праздник. Наряду с покупкой формы, рюкзачка, тетрадей, ручек и красок купите ему понравившуюся игрушку. Потом можно сходить в парк на аттракционы или посидеть в кафе, поесть мороженого — пусть он порадуется. Более взрослым можно доверить часть покупок — вкусы у подростков меняются часто, так что сами они лучше в некоторых вещах разберутся — какую сумку или рюкзак купить, какую тетрадку выбрать...

Помните — не надо навязывать собственное мнение и конфликтовать по мелочам. Пусть сын или дочь сами выбирают, что они хотят. А вы лишь тактично скорректируете его предпочтения.

 

"Трудный ребёнок"

Предположим, ваш ребенок неважно учился в прошлом году, прогуливал занятия, не хотел делать уроки, отказывался от вашей помощи, был вспыльчив, замкнут. Многие родители силой пытаются "вбить" в голову ребенка "нужные знания" с мыслями: "Потом спасибо скажет". Такая линия поведения чревата тем, что может окончиться самым настоящим бунтом ребенка с разрыванием учебников, убеганием из дома и чувством ненависти к школе, а главное — к вам.

Если подобные проблемы у вашего ребенка есть, будьте особо внимательны. Они могут быть связаны с возрастным кризисом, особенностями характера, ссорой с кем-то значимым для него, переживанием чувства неполноценности, униженности и даже одиночества. Попытайтесь, прежде всего, поискать причину такого поведения, дайте понять ребенку, что вы любите его любого и готовы понять, помочь решить вместе с ним его проблему. Ведь именно от ощущения поддержки, успокоения, уверенности, что все будет хорошо, зависит будущее вашего сына или дочери в новом учебном году, только тогда ребенок будет готов восполнить пробелы в знаниях.

 

Если ребёнок — дошкольник

Каждый здоровый ребенок рождается с исследовательским рефлексом — реакцией на новое. Это и составляет основу его дальнейшего развития. Яркая игрушка всегда будет вызывать желание у ребенка потрогать, рассмотреть. Когда он входит в возраст дошкольника (5-6 лет), то начинает вести себя по-другому — он забрасывает вас многочисленными вопросами: "Что?", "Почему?", "Зачем?". Отвечая на эти вопросы обстоятельно, без раздражения, вы развиваете интерес к окружающему, пополняете словарный запас малыша. Разбирайте, что нарисовано на картинках, а потом поиграйте в игру "Кто задаст больше вопросов", ребенку это будет всегда интересно. Самая лучшая подготовка малыша к школе — это развитие познавательных процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления.

Этот возраст — предмет особого внимания со стороны взрослых, так как является переломным. Если в дошкольном возрасте ребенок не стеснялся задавать самые нелепые вопросы и школа представлялась в радужных красках, то спустя несколько лет он может стать пассивным, раздражительным. Ситуация общения "взрослый — ребенок" меняется на "учитель — дети".

Часто появляется такая проблема, как "нелюбимый учитель", что может вызвать состояние растерянности и тревоги, страха вместо желания идти навстречу знаниям. Здесь очень важно заметить это и вызвать на откровенность. Но не как строгий наставник, а как лучший друг. В период со 2-го по 5-й класс для ребенка становится важным повышение самооценки, чтобы не быть "хуже, чем другие". Родители могут помочь своим детям, если начнут заниматься с ним спортом, устраивать в процессе общение ролевые игры, обучая правильному диалогу. Хорошо, если вы будете обсуждать с ребенком сказки, детские фильмы, рассказы, задавать вопросы, требующие не просто знания, но и размышления.

 

Подросток

Это самый сложный школьный возраст — с 6-го по 9-й класс. Заброшены детские игрушки, книжки, краски, школьные учебники — им на смену приходят новые интересы и увлечения. Подростку больше интересно то, что выходит за рамки школьной программы. Обостряются проблемы поиска взаимопонимания, одиночества, дружбы, появляется потребность к самостоятельному исследованию ситуаций, мнение взрослых ставится под сомнение, проявляется так называемый подростковый негативизм: "все надоело", "я сам все знаю".

В этот период наиболее важными становятся проблемы любви, особенно у девочек, у которых идет поиск себя, может возникнуть недовольство своей внешностью. Их отношение к началу нового учебного года может зависеть от успешности взаимоотношений с противоположным полом. Родителям в этот период важно, прежде всего, постараться приспособиться к изменениям в ребенке и придержать свои претензии и укоры при себе. Надо устраивать доверительные разговоры. Очень часто в 13-14 лет подросток считает, что ему лезут в душу, он становится замкнутым, что объясняется возрастным кризисом.

Не пытайтесь давить на подростка, лучше попробуйте договориться, как со "взрослым", что конкретно нужно сделать к школе, составьте небольшой список. Дело в том, что в подростковый период у детей возникает чувство "взрослости", и если вы хотите, чтобы ребенок охотно шел с вами на контакт, всячески подчеркивайте это качество в нем. С дочерью обсудите, как она оценивает себя, что бы ей хотелось носить, какой бы она хотела себя видеть, не пытайтесь сильно влиять на ее выбор одежды или прическу. Через такие простые вопросы вы всегда сможете понять, что волнует вашу дочь, уверена ли она в себе, чувствует ли она себя привлекательной.

 

Старшеклассник

В первую очередь старшеклассники, особенно выпускники, начинают уже перед началом учебного года думать о предстоящем выборе профессии. Лишь безответная влюбленность может стать поводом для серьезных переживаний. Помогите своему школьнику, кто, как не вы, знает о его способностях! Но в то же время не давите на него, узнайте о его желаниях, если они есть. Если ваши мнения относительно будущего радикально разойдутся, постарайтесь не заявлять категорично: "Как я решил, так и будет". Расскажите ему или ей о своих предложениях, выступайте на равных, убеждайте. И если сын или дочь категорически не согласится, пусть поступает по-своему. Ошибется — приобретет опыт. Чем больше вы протестуете, тем сильнее будет желание вашего взрослеющего чада сделать все по-своему

 


  Советы родителям первоклассников

 Советы родителям первоклассников

 

подробнее.../свернуть

Сегодня мне хочется обратиться к самым, пожалуй, счастливым родителям – родителям первоклассников – с такими словами: "Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего". Так давайте остановимся на некоторых важных аспектах воспитания в адаптационный период.

Поступление в школу для ребенка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, – быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку? Прежде всего, стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: "Доброе утро", – и собирайтесь в школу без суеты.

а) Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный, но не короткий.
б) Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что.
Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.
в) Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

Я не встречала родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители: "Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!" Это недопустимо. Пожалуйста, помните об этом.

Сегодня одна из главных задач школы – оздоровление ребенка, и потому в целях облегчения процесса адаптации первоклассника применяется ступенчатый режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре – 3 урока по 35 минут каждый, со второго полугодия – 4 урока по 35 минут.

Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живет жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать свое мнение о них – лучше посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем, прежде всего делается на благо вашего ребенка.

 

 

 

 

 


  Как говорить с подростком?

 Как говорить с подростком?

 Согласитесь, сама постановка вопроса необычна.

подробнее.../свернуть

Словно вдруг из ниоткуда появилось в семье чудо - подросток, с которым, ко всему прочему, надо еще и разговаривать. И если бы такое действительно было возможно, то тема была бы актуальна, как и любая тема, когда стоит настраивать отношения с незнакомым человеком.

 Но в ситуации с подростком в семье все с точностью до наоборот, или, по крайне мере, должно так быть. Ведь подросток получается из ребенка и никак иначе. Если проследить эту последовательность, то мы поймем главное - для того, чтобы разговаривать с подростком, нужно начать разговаривать с ребенком! В этой ситуации родителей ждет успех и дружеские отношения с повзрослевшим чадом. А чадо действительно стало взрослым, и наступил момент, когда стоит задуматься о том, о чем говорить с подростком, чтобы он слышал вас, а вы слышали его.

Первое и самое главное - о нем! Это правило работает всегда и для всех - как любой человек на планете, ваш подросток будет охотнее всего говорить о себе, если он вам доверяет. Внимание! Когда я говорю «о себе», я не имею в виду нравоучения - как ему, «неопытному неоперившемуся птенцу, настроить крылья и полететь». Речь идет о том, когда человек - в нашей ситуации подросток - говорит о том, что ему интересно, и что с ним в этом плане происходит. Отсюда совет номер один: хотите задушевной беседы со своим подростком? Проявите живой интерес к его хобби, попросите рассказать, что же «этакого» он черпает оттуда для себя. Поверьте, если он почувствует, что вы действительно заинтересованы, вас ждет увлекательное путешествие в неизведанные уголки его жизни и мыслей. Соблюдайте тишину, слушайте, если хотите узнать больше, спрашивайте, но не пытайтесь устанавливать тут свои законы, иначе вас попросят удалиться.

Второе - о том, что подросток хотел бы узнать, но, возможно, стесняется спросить у вас. Это совсем не значит, что он ничего не знает о таких вещах, как «секс», «разница полов», «мат» и т.д., ведь в школе маломальский ликбез проходят все дети, в той или иной степени. Да, эта информация часто исковеркана и подается в негативном или, наоборот, слишком «розово-пушистом» свете! Да, ваш ребенок обязательно будет этим интересоваться и дальше. И вот тут вы как родитель должны решить, с кем ваша дочь будет говорить о первом менструальном цикле и кому сын расскажет о первых сексуальных увлечениях. Повзрослевшие дети, которым предстоит узнать эти сферы жизни, нуждаются в информации, прежде всего, от вас.

Третье - о том, что вы не идеал! Да, родители, безусловно, должны быть примером для ребенка, а теперь уже подростка, но пример - не значит идол. Все мы люди и периодически ошибаемся в своих действиях и суждениях, но мы можем и должны расти, развиваться, если хотим достичь своих целей. Скажите вашему подростку, что вы, как и он, ошибаетесь, приведите пример и вместе посмейтесь над этим - поверьте, адекватная оценка не только его, но и вашего поведения сблизит вас еще больше. Понимая, что вы не идеальны, признаете этот факт и работаете над ним, подросток начнет вам доверять намного больше, а также делиться своими неудачами и ошибками.

 Если же вы только что обнаружили себя в квартире подростка и по какой-то причине решили с ним поговорить, то вам стоит учесть, что:

 1. Если вы будете «нравоучать», то, вероятнее всего, подросток, послушно «отмолчав», поступит так, как посоветуют друзья, соцсети, или просто сделает вам назло.

 2. Как и вы, он считает, что именно он прав. Даже если вы будете.настаивать на своей версии. Если же ваша задача - обсудить ситуацию, то стоит спросить подростка, почему он считает правым себя, и в чем, по его мнению, ваша версия не идеальна.

 3. Доверяют самое секретное обычно друзьям, которые одновременно могут быть родными людьми. Если вы не успели за прошедшие годы стать ребенку другом, вам предстоит долгий путь, прежде чем вас допустят к личной информации. Причина «я твоя мама и поэтому ты должен мне все рассказать» не имеет под собой никаких оснований. Маму можно любить просто за то, что она мама, а тайны доверять подружке из соседнего подъезда, которая всегда выслушает и скажет: «Да ты все равно молодец!».


  Ребенок не хочет делать уроки

 Ребенок не хочет делать уроки

 Что делать, чтобы ребенок готовил уроки с удовольствием?

подробнее.../свернуть

Надо  переключиться. Не  нужно   гнать  ребенка за письменный стол сразу после возвращения из школы. Дайте ему время отдохнуть и переключиться. Обычно на это нужно от 1 до 2 часов. В этот промежуток можно пообедать, поиграть, погулять на улице.

В один и тот же час. Лучшее время для подготовки домашних заданий с 15 до 18 часов. Это должно стать ежедневным ритуалом. Каждые полчаса следует делать десятиминутный перерыв, иначе дети теряют концентрацию.

Вначале нужна поддержка. Ребенок сам не способен организовать свою учебную работу. Поэтому в течение 2 лет ему должны помогать родители. Будьте поблизости. Проверяйте уроки, дайте понять, что он может обратиться за помощью. Так он обретет веру в свои силы и избавится от беспокойства.

Никакого давления. Случается, что ребенок никак не может справиться с заданием. Не нужно давить на него или засиживаться за уроками. Можно вернуться к задачке позже.

Посторонняя помощь. Важно налаживать дружеские отношения с учителями. Они посоветуют, как помогать ребенку в учебе дома и предупредят, если он начал отставать и нуждается в дополнительных занятиях.


  10 заповедей для родителей

 10 заповедей для родителей

 Об этих правилах полезно помнить всем родителям!

подробнее.../свернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by


  Как бороться со страхами

 Как бороться со страхами

 Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов.

подробнее.../свернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by


  Жизнь без конфликтов

 Жизнь без конфликтов

 Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

подробнее.../свернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by


  Памятка для родителей, воспитывающих одарённых детей.

 Памятка для родителей, воспитывающих одарённых детей.

 

подробнее.../свернуть

-Индивидуальный подход к ребёнку.

-Необходимо знать индивидуальные особенности каждого возрастного этапа.

-Включайте своего ребёнка в познавательно-практическую деятельность. Разрешайте ему экспериментировать, проделывать различные опыты.

-В игре с Вашим ребёнком используйте воображаемые ситуации, предметы.

-Во взаимодействие с Вашим ребёнком используйте как можно больше наглядных средств.

-Развивайте наблюдательность.

-Ставьте перед ребёнком задачи, которые содержат в себе некоторую неопределённость и не имеют единого решения.

-Создайте доступные для вашего ребёнка проблемные ситуации.

-В ваших совместных беседах используйте как можно больше слов, расширяя их содержание с каждым днём. Не бойтесь вводить всё новые и новые слова в ваш «разговор».

-Создайте для своего ребёнка предметную среду. Не специфичность предметов играет роль в развитии творческого воображения вашего ребёнка. Ставьте перед своим ребёнком творческие задачи.

-Занимайтесь с ним художественной деятельностью. Не ограничивайте вашего ребёнка в его фантазиях, в выборе темы, цветов красок и т. д.

-Проводите работу с вашим ребёнком систематически, и для вас будет открыта дверь индивидуального мира вашего ребёнка.


 


 

 

8(01631)59235, dmitrovichi@kamenec.edu.by